История

Любой железнодорожный вокзал – это огромный «муравейник», где жизнь лишь иногда немного затихает, но никогда не прекращается совсем.

Заметно невооруженным глазом, что когда люди видят человека в форме, то невольно стараются, в большинстве своем, вести себя более дисциплинированно. Присутствие полиции, несмотря на весь негатив, который в последнее время направляется в адрес правоохранительных органов, все же рождает в гражданах где-то на подсознательном уровне чувство защищенности и безопасности. Раз здесь полиция, то значит не должно случиться ничего криминального. Постовой полицейский на вокзале – это не только законный страж порядка, но и, порой, – самый настоящий живой справочник для населения. Причем вопросы, которые сыплются на голову постового, уже давно вышли за рамки обычного «Где находится?..» и «Как пройти?..» Интересуются всем, чем только можно, например датами постройки тех или иных зданий и даже расписанием работы музеев Петербурга, а также стоимостью железнодорожных билетов. Ежедневно на утренних разводах полицейских ориентируют не только на профилактику, предотвращение преступлений и правонарушений, задержание виновных, но и на вежливое и корректное обращение сотрудников с гражданами. Эти правила общения урегулированы законодательно. Ведь сотрудники транспортной полиции являются практически лицом города, поскольку их первыми видят гости Санкт-Петербурга, прибывающие в наш город авиа-, водным и железнодорожным транспортом.


…История транспортной милиции началась беспокойной зимой 1919 года. Еще в январе 1918 года Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожников утвердил «Положение о народной железнодорожной милиции», которым предусматривалась организация «общей милиционной повинности железнодорожников… для охраны общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог». Уже 21 февраля 1919 года были опубликованы постановления ВЦИК РСФСР «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции», принятые на заседании 18 февраля 1919 года.


Первым начальником железнодорожной милиции Петроградского транспортного узла был Шатов В. С.

Первоначально управление железнодорожной милицией осуществлялось по территориальному принципу, т. е. в составе губернских и уездных органов милиции были созданы соответствующие отделы. Однако, вскоре на каждой железной дороге было создано линейное управление, но право ревизии и контроля сохранялось за местным исполкомом. 14 июля 1921 года СНК РСФСР издает декрет «Об охране продовольственных маршрутов», который возложил на милицию охрану продовольственных и других ценных грузов, следующих по водным и железнодорожным путям сообщения РСФСР. В августе 1923 года НКВД РСФСР утвердил «Положение о Центральном административном управлении НКВД РСФСР», в котором определялись его структура и задачи. В ЦАУ вошел отдел милиции, одной из задач которого стало руководство вопросами обеспечения общественного порядка. В это же время, как говорилось ранее, была утверждена «Инструкция постовому милиционеру», в которой излагались общие положения о постовой службе и обязанности милиционера.

 Истинным образцом мужества и героизма служили милиционеры в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Уже 27 июня 1941 года начальник гарнизона Ленинграда издал приказ «Об обеспечении общественного порядка и государственной безопасности в г. Ленинграде».

 

 

В городе были созданы специальные пешие и конные патрули милиции для поддержания порядка и проверки документов у граждан и военнослужащих. Патрули несли службу круглосуточно. Кроме работников милиции для участия в патрульно-постовой службе по охране общественного порядка и государственной безопасности ежесуточно в помощь органам милиции выделялись люди из числа военнослужащих Комендантского управления, бойцов рабочих отрядов и Комсомольского полка. Личный состав милиции самоотверженно работал во время налетов вражеской авиации и артобстрелов города. С наступлением блокады в Ленинграде было предусмотрено усиление патрульной службы. Повышение бдительности постовых и патрульных в одних случаях помогало обнаруживать хищение хлеба, продуктов и вскрывать спекулятивно-хищнические группы, в других – вскрывать и ликвидировать воровские шайки. Работникам милиции приходилось голодать вместе со всеми ленинградцами, но при этом они всегда оставались образцом поведения для населения. Их работа в тылу была такой же сложной, смертельно опасной и незаменимой, как и на передовой. Навечно в нашей памяти останутся имена Теплова Н. В., героически погибшего при обороне Ленинграда, Пашкова И. С., погибшего в 1941 году в районе ст. Дно в неравном бою с диверсантами.

1947 год стал очередным этапом реорганизации структуры транспортной милиции. Подразделения железнодорожной милиции были выведены из структуры МВД СССР и переподчинены Министерству госбезопасности СССР. Создано Управление МГБ Октябрьской железной дороги, которое уже в 1953 году вновь было переименовано в Дорожно-транспортное Управление (ДТУ МВД) Октябрьской железной дороги. Но годом позднее оно было выведено из состава МГБ, создан Дорожный отдел милиции с подчинением МВД СССР.

А в 1971 году к компетенции транспортной милиции были отнесены и вопросы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, охраны членов экипажей и пассажиров гражданского, воздушного флота. .

В 1980 году Дорожный отдел милиции был переименован в Северо-Западное УВДТ. И уже спустя 4 года в оперативное обслуживание Управления перешли морские и речные порты. Протяженность внутренних водных путей составляет 5199 километров. На данный момент в зоне оперативной ответственности Северо-Западного УВДТ находятся: Мурманское морское пароходство, Северо-Западное речное пароходство, Беломоро-Онежское речное пароходство, а также 17 портов, 3 морских и 2 речных вокзала, 69 причалов, 46 контейнерных площадок.

Органы внутренних дел на транспорте решают те же задачи, что и территориальные органы внутренних дел, однако в специфических условиях. Транспортная полиция не привязана к административно-территориальному делению, не замыкается на местные органы власти и строится в соответствии со структурой транспортных организаций, имеет большую протяженность участков обслуживания, силы и средства рассредоточены. Круглосуточная работа транспорта, постоянное нахождение пассажиров и грузов в движении приводят к частым изменениям оперативной обстановки и затрудняют установление места и обстоятельств совершения преступлений и правонарушений, свидетелей, а также розыск преступников.

Наряды полиции несут службу на различных объектах транспорта: в аэропортах, на морском и железнодорожных вокзалах, сопровождают электропоезда и поезда дальнего следования, отрабатывают парки отстоя поездов пригородного сообщения. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области всеми этими вопросами занимаются сотрудники подразделений УТ МВД России по СЗФО. В конце 80-х годов прошлого столетия на объектах обслуживания Северо-Западного УВД на транспорте резко обострилась оперативная обстановка. В 1991 году число краж, грабежей и различных хулиганских проявлений возросло более чем на 80%. Особенно уязвим оказался пригородный железнодорожный транспорт. На всех направлениях движения электропоездов участились случаи разоборудования подвижного состава, бомжи и пьяницы облюбовали электрички как постоянное место пребывания: днем катались по маршрутам, ночью отсыпались в парках отстоя. Криминальный элемент находил здесь все условия для совершения преступлений. Поэтому руководством Управления по согласованию с Правительством города и области было принято решение о создании специализированного подразделения милиции, задача которого, прежде всего, – навести порядок в электропоездах, на вокзалах, станциях в городе и области.


В 1993 году целевым назначением МВД России создан боевой отряд особого назначения (ОМОН), достойно зарекомендовавший себя в «горячих точках» России.


В мае 1994 года состоялся первый выпуск Учебного Центра при Северо-Западном УВДТ. 140 новых сотрудников влились в ряды транспортной милиции. С тех пор учебный центр ежегодно выпускает свыше 120 сотрудников, которые продолжают службу в различных подразделениях Управления. Молодое поколение проходит в нем первоначальную подготовку, профессиональная готовность сотрудников совершенствуется на курсах повышения квалификации.


Задачи, стоящие перед сотрудниками УТ МВД России по СЗФО предельно ясны и неизменны: каждый день и час приносить пользу своему народу, защищая его интересы от несправедливости и преступных посягательств на объектах транспорта. Обозревая пройденный путь борьбы и непрестанного труда, мы с глубоким чувством уважения вспоминаем тех, кто на разных этапах героической летописи транспортной милиции сложили голову, выполняя служебный долг, спасая людей, защищая государственную собственность: Платонов Г. Н. (погиб в 1950 г.), Казунин А. И. (1958 г.), Бабахин И. Н.(1962 г.), Фомичев А. Г. (1966 г.), Чилин В. А. (1994 г.) Бранкин Д. Д. (2000 г.).


Традиции, сложившиеся в ходе исторического становления транспортной милиции, передаются молодому поколению ветеранами УТ МВД России по СЗФО. Профессиональное чутье и накопленный за время службы  опыт не раз помогал сотрудникам транспортной полиции не только в раскрытии многих преступлений, но и в их предупреждении. В свою очередь, и сами сотрудники проводят для ветеранов различные торжественные мероприятия, оказывают им помощь и поддержку. Красной строкой в историю Управления внесены заслуженные ветераны – это бывший начальник УВДТ генерал – лейтенант милиции Власов В. Е., 12 лет руководивший Управлением, заместители начальника УВДТ Серов С. Д., Ковалев К. И., Корсаков В. С., начальники подразделений Каменир В. Н., Кушин Н. Н. и многие, многие другие.

Решение оперативно-служебных задач невозможно без создания достойных условий для их выполнения. УТ МВД России по СЗФО активно и тесно сотрудничает с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, со всеми представителями транспортного комплекса. Так, в результате совместных усилий УТ МВД России по СЗФО и подразделений Октябрьской ж. д. пять вокзалов и 17 крупных станций оснащено системами видеонаблюдения. В настоящее время функционируют 23 системы, 661 видеокамера, благодаря которым имеется возможность в режиме реального времени отслеживать состояние оперативной обстановки, в случае осложнений принимать незамедлительные решения, устанавливать приметы правонарушителей и т. д. Проведенный анализ показывает, что наибольшее количество преступлений совершается на станциях, где нет постоянных постов полиции и которые не оборудованы системами видеонаблюдения.

В целях оздоровления оперативной обстановки в настоящее время решается вопрос об оснащении системами видеонаблюдения еще 18-ти наиболее криминогенных станций, а также поездов дальнего следования и пригородного сообщения.

Подразделения Управления при содействии Октябрьской ж. д. в полной мере укомплектованы локализаторами ВВ и ВУ.
В 2001 году образован Центр Кинологической службы при Северо-Западном УВДТ. Руководит данным подразделением полковник полиции Матвееев Анатолий Евгеньевич. В данном кинологическом подразделением служит 25 служебных собак, специализирующихся на поиске взрывных веществ, оружия, боеприпасов, а также наркотических средств. Тренируют четвероногих сотрудников 25 кинологов. Сотрудники Центра кинологической службы принимают участие во всех значимых мероприятиях, проводимых Управлением. Выезжают в города России в составе сводных оперативных кинологических отрядов для обеспечения безопасности во время проведения массовых мероприятий. За эти годы в подразделении сложился крепкий коллектив единомышленников.


Большое внимание в УТ МВД России по СЗФО уделяется духовному воспитанию сотрудников. В этом значительную роль играет открытая в 2001 году часовня во имя Архистратига Божия Михаила. В часовне служит иерей Константин (Аугустайтис) – священник Крестовоздвиженского собора Санкт-Петербурга. Часовня открыта ежедневно. В православные праздники в часовне проводятся торжественные молебны. На плановой основе проводятся встречи священника с личным составом транспортной полиции, слушателями Учебного центра в форме вопросов и ответов, проводятся собеседования с сотрудниками на определенные темы. Священник принимает участие в ритуалах принятия присяги молодыми сотрудниками транспортной полиции. В праздничные дни готовятся обращения от настоятеля часовни к личному составу . Кроме того, появление часовни и ее освящение свидетельствует об укреплении дружеских взаимоотношений транспортной полиции, православной епархии Санкт-Петербурга и деловых кругов города.

 

На современном этапе развития, УТ МВД России по СЗФО является мобильным, слаженным подразделением, обеспечивающим стабильное функционирование транспортного комплекса огромного Северо-Западного региона, что не раз подтверждалось проведением на достойном уровне таких значимых для всей России мероприятий, как 300-летие Санкт-Петербурга, Саммит G8, Международный экономический и политический  форумы, всероссийский праздник выпускников "Алые паруса".

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2018, МВД России